Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. Профилактика суицидального поведения обучающихся — это, прежде всего, предупреждение возникновения проблем развития личности, профилактика отклоняющегося поведения, помощь в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами, родителями).
Необходимо помнить: своевременная помощь и поддержка ребенка в кризисном, депрессивном состоянии – эффективнейший способ профилактики суицида. Рекомендуется за короткий период встреч и бесед с ребенком (в том числе по телефону):
• предварительно оценить ситуацию;
• оценить состояние несовершеннолетнего;
• оценить риск совершения им деструктивного поведения;
• провести первичную профилактическую беседу с ребенком и родителем;
• мобилизовать профильные службы для оказания помощи ребенку и семье.
При поступлении сигнала о подозрении на суицидальные намерения по возможности поговорите с родителями, выясните, не появились ли в поведении ребенка в последнее время следующие факты:
• потеря аппетита, расстройства сна;
• вызывающее поведение (уход из дома, ложь, воровство, сексуальная распущенность);
• употребление алкоголя, наркотиков;
• поведение саморазрушения (частые травмы, падения, желание попасть под машину, безрассудство);
• жалобы на здоровье;
• безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде;
• рассуждения о самоубийстве, рассказы о своих проблемах, просьбы о помощи, беседы на мрачные темы;
• избегание общения с родителями, сверстниками;
• устные или письменные намеки, записки прямым текстом, прощальные послания и пр.
Эти признаки свидетельствуют о возможном депрессивном состоянии подростка!
Помните! При беседе с потенциальным суицидентом ни в коем случае нельзя:
• отталкивать его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
• пытаться махом решить лежащую в основе кризиса проблему;
• высказываться презрительно о суицидентах.
В процессе беседы с подростком попытайтесь:
1) установить контакт и получить информацию, проясняющую проблему;
2) оценить суицидальный риск;
3) мобилизовать ресурсы.
Установление контакта и получение информации, проясняющей проблему
Подростку требуется определенная смелость, чтобы рассказать о своей проблеме и планах самоубийства – помогите ему (лучше всего это сделать, задав прямые специфические вопросы о суицидальных чувствах и планах):
• С каких пор ты считаешь свою жизнь столь плохой?
• Думаешь ли ты о самоубийстве?
• Были ли у тебя попытки самоубийства?
• Что с тобой случилось за последнее время?
• К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?
Попытайтесь отнести озвучиваемую подростком проблему к одной из групп:
Поиск помощи. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
Безнадежность. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
Попытка сделать больно/хорошо другому человеку. Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
Способ разрешить проблему. Человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
Оценка степени суицидального риска
Оцените степень погруженности подростка в депрессивное состояние. Степень депрессии часто является хорошим показателем серьезности суицидальной угрозы. Чем ярче проявления депрессии, тем выше риск суицида.
Оцените план суицида. Если подросток останавливается на множестве специфических деталей, говорит, что он потратил время и сделал приготовления, такие как написание прощальных записок, собирание таблеток, приобретение оружия, выбор времени, серьезность угрозы суицида резко возрастает.
Оцените чувства и эмоции несовершеннолетнего. Серьезные суицидальные идеи обычно связаны с чувствами беспомощности, безнадежности, истощения и краха.
Помните, чем большее количество перечисленных негативных факторов задействовано в речи собеседника, тем выше суицидальный риск.
Мобилизация ресурсов
Если на Ваш взгляд риск совершения суицида высок: ваши действия должны быть направлены на то, чтобы уберечь его от этого шага, пока не подоспеет помощь.
Для этого: Попытайтесь договориться о заключении своеобразного контракта – не ранить себя в течение ближайшего времени, а при возникновении такового желания – обязательно связаться с Вами по телефону.
Попытайтесь актуализировать инстинкт самосохранения у подростка. Помните – большинство потенциальных самоубийц двойственно относятся к смерти: одновременно с желанием умереть у них сохраняется желание жить.
Самое главное во взаимодействии с суицидально настроенным подростком является умение, как можно дольше поддерживать разговор. Важнейший показатель успешности вашей деятельности – реакция собеседника на ваши попытки разобраться в ситуации.